Аэрофобия

Аэрофобия — один из самых неприятных и тяжёлых страхов современного человека.

Её особенность в том, что страха перед полетом труднее избежать в отличие от множества других страхов.
Ведь найти альтернативу авиаперелету на большие расстояния практически невозможно.
Поэтому человек с аэрофобией обречён на страдания до и во время полета.
Успокаивает то, что мы знаем психологические причины возникновения страхов, физиологические механизмы лежащие в основе тревоги и страха.
Понимая, как все происходит, мы можем повлиять на ситуацию и научиться жить без аэрофобии.

Елена Садова, психолог

Итак, как же все происходит?
Независимо от вида фобии в основе её лежит тревожный цикл.
Этот цикл начинается с осознания человеком опасности ситуации в которой он уже находится или которую ему предстоит пережить.

1 фаза: «Я в опасности»

Эта мысль, запускающая дальнейшее развитие аэрофобии имеет два основания: убеждения «самолёт — это транспортное средство повышенной опасности» и опыта, когда известно немало случаев того, что самолёты терпят катастрофу и падают.
Как мы можем убедиться, если проверим на себе, это убеждение и опыт есть у каждого человека.
Но ведь аэрофобией страдают далеко не все!
Значит есть ещё один «секретный» ингредиент, определяющий развитие именно аэрофобии.
Что это за ингредиент, нам ещё предстоит разобраться.
Мысль «я в опасности» запускает следующую фазу тревожного цикла.

2 фаза: «Тревожная реакция»

Про тревожную реакцию мы тоже знаем достаточно.
Важно помнить главное, тревога — это всегда защитно-приспособительная реакция.
И мы не можем избежать тревоги в ситуации когда уже возникла мысль «я в опасности».
Дальше организм действует по законам тревоги, пытаясь защититься и приспособиться посредством совершенно определенных физиологических процессов.
Описывать ощущения тревоги и страха нет необходимости, в своей жизни каждый из нас многократно их переживал.

Законы тревоги

Зато полезно помнить о законах тревоги, ибо они определяют поведение человека.
Во-первых, тревога провоцирует воображение на создание катастрофических сценариев.
Вспомните, что рисуется в воображении у человека с аэрофобией?
В результате возникает страх катастрофы.
Во-вторых, тревога заставляет избегать ситуаций вызывающих страх, включая охранительное поведение.
В результате страх парализует, человек просто перестает летать на самолётах.
В-третьих, тревога заставляет человека пытаться все контролировать.
А что можно контролировать будучи пассажиром самолёта?
Когда ты сидишь в «жестянке», на страшной высоте и даже не знаешь, куда летишь?
Это только пилот знает.
Поэтому остаётся пытаться контролировать только себя.
А не получается.

Что делать в полёте?

Тревожная реакция уже запущена и завершится только тогда, когда реализуется один из трёх заложенных природой сценариев.
Это всем известные: «Бей!» или «Беги!» и «Замри!»
Для всех живых высокоорганизованных существ, животных и человека, эти реакции совершенно одинаковые.
Они заложены в нас, как компьютерная программа и будут срабатывать всегда при возникновении тревожного цикла.
А теперь задумаемся.
Какой сценарий можно реализовать в салоне самолёта?
Бей? Кого?
Беги? Куда?
Замри? Вот только это и остаётся!
И замерев от страха, жертвы аэрофобии вцепляются в подлокотники, в руку соседа или в стакан с алкоголем.
Про алкоголь, раз упомянули, сказать можно только одно — это не лекарство от страха, а токсическое вещество, вызывающее нарушения сознания.
А раз нет ясного сознания, то нет и страха.
Когда человек трезвеет, сознание возвращается, возвращается и страх.

Авиакомпании в курсе

Возвращаясь к оставшемуся сценарию «Замри!» заметим, что авиакомпании в курсе проблемы аэрофобии.
И, если задуматься, то все, что нам предлагают — это способы уменьшить тревогу и страх во время перелета.
Давайте вспомним:
1) До взлёта с нами знакомится первый пилот и рассказывает о предстоящем полете.
Зачем?
Знакомому человеку мы больше доверяем.
А план полета это альтернативный катастрофическому сценарий.
2) Команда бортпроводников рассказывает и показывает способы спасения.
Зачем?
Думается это ясно без объяснений.
3) Во время полёта нас кормят и поят, демонстрируют на мониторах карту с местоположением самолёта, предлагают газеты, просмотр фильмов и т.п.
Зачем? Затем, чтобы мы были заняты тем, что точно в силах контролировать, а именно жевать и глотать, читать, смотреть и слушать.

«Я в безопасности»

Возвращаясь к фазам тревожного цикла, скажем, что в итоге каждый сценарий завершается переходом в третью фазу:
«Я в безопасности!»
Как правило она наступает в момент завершения посадки, принося облегчение пассажирам.
Замечали, как радостно аплодируют пассажиры в этот момент?
И на выходе из самолёта уже можно без страха предвкушать отдых и развлечения.
И отдыхать и развлекаться….
До наступления осознания, что скоро все закончится и предстоит обратный перелёт.
И тогда тревожный цикл стартует заново.
И для снижения тревоги и совладения со страхом в ход идут все проверенные и не очень средства.

Что делать на земле?

А что делать, если все это не помогает?
Ответ прост: обращаться к специалистам по лечению аэрофобии.
Потому что есть способы справиться с аэрофобией.
В каждом случае индивидуально учитывается тот самый «секретный» ингредиент.
Он лежит в области психологии личности и определяется при анализе психологических причин возникновения аэрофобии.
Также есть универсальные приёмы позволяющие быстро и качественно совладать с тревогой и страхом.
Это работа с  иррациональными убеждениями и установками.
Это приёмы бережной экспозиции.
Это медитативные и гипнотические техники.
Существуют и другие полезные психотерапевтические инструменты, которыми владеют психотерапевты.
И, конечно, все это базируется на  уникальном психотерапевтическом опыте по лечению аэрофобии.

Back to Top