Искусство разрешения конфликтов

Давайте сразу начнем с ответа на вопрос. Как вы считаете, конфликт — это хорошо или плохо? Как и с тревогой, ответ зависит от вашего отношения. А отношение начинает формироваться в детстве.

Вы не найдете ни одного человека, кто бы не был никогда участником конфликта.

Даже ещё не умеющий разговаривать ребенок, требуя то, что мама ему не считает правильным давать, уже начинает конфликт.

Андрей Кузнецов, психотерапевт.

Например, требуя вместо ложки острую вилку, ребенок получает отказ. Вот вам и конфликт. А дальше он начинает отстаивать свои интересы криком, плачем и другими душераздирающими способами.

Что делать маме? Соразмерять опасность и возможность давать ребенку развиваться. И вот тут кроется сложность.

Если ребенку давать всё, что он хочет, то он во взрослую жизнь, с большой вероятностью, придёт с уверенностью, что все ему должны давать всё, что он хочет.

Если не давать ничего, а ещё и кричать на него, то такой ребенок прийдёт во взрослую жизнь с моделью «мне ничего нельзя, просить опасно, мир жесток ко мне».

Это две крайние позиции. Истина, как чаще всего и бывает, где-то посередине. В этом вопросе нужен баланс. Тогда и отношение к конфликтам будет соответствующим. Человек вырастет с пониманием, что его интересы важны, но удовлетворяются не всегда, потому что в конфликте есть и другая сторона, у которой тоже есть интересы, потребности и аргументы.

Что ещё важно? Важно объяснять ребенку по какой причине вы одно разрешаете, а другое нет. Ведь понимая мотивы значимого взрослого, ребенок получает ответ на важный вопрос «почему нет?». Оставляя ребенка без ответа на этот важный вопрос, родитель совершает ошибку, показывая «кто в доме хозяин», то есть применяет фактически силовой метод, вместо рационального объяснения. Просто «нет» и всё! Или «это вредно!», «это опасно!», «так нельзя!». А почему вредно, опасно, почему нельзя? 

И если этот опыт повторяется в детском саду, то уже к школе ребенок приходит либо с пониманием, что конфликт — это хорошо, потому что можно разрешать конфликты конструктивно, взаимовыгодно, через диалог, либо с пониманием, что конфликт — это плохо, потому что всё-равно он заканчивается плохо.

И вот так, под воздействием социума, мы набираемся опыта и вырастаем со своими представлениями о конфликтах. Что же получается, что наше отношение к конфликтам делает их «плохими» или «хорошими»? Можно сказать и так. Хотя, правильнее бы было сказать, что наш опыт участия и разрешения конфликтов, понимания, что у конфликта есть причины, что всегда есть стороны, с разными интересами и желаниями, формирует наше отношение и к конфликтам, и к «противнику». А этот противник, такой же живой человек, который просто хочет не того, чего хотим мы.

Хотя нет, он хочет того же, чего хотим и мы. Хочет разрешить конфликт в свою пользу))

А как вы относитесь к конфликтам? 

Позитивно или негативно?

Back to Top