В тематическом выпуске дайджеста Академии Росатома, посвященном «слову», вышло интервью со специалистами из разных сфер: бизнес, образование, политика, юриспруденция, медицина.
Каждый из них в своей профессии использует слово как главный инстумент деятельности.
Полный текст интервью со всеми участниками вы при необходимости найдете на сайте Академии Росатома.
Ниже приведен отрывок с моим участием.
— Можно ли сказать, что слово/речь является основным рабочим инструментом психолога?
— Все люди используют речь в качестве основного инструмента коммуникации.
Даже глухонемые знаками обозначают слова, то есть опираются в своем общении на речь.
Почему же используется именно язык?
Известно, что лучший способ обмена информацией
— это диалог, наличие которого необходимо для решения любого рода задач.
Чтобы понять причину недомогания пациента и постараться ему помочь, психологу прежде всего необходимо выслушать и дать обратную связь.
Поэтому слово — это, конечно, основной инструмент психолога.
— Говорят, что слово лечит. Как можно овладеть этим навыком?
— Слово в зависимости от контекста может лечить и калечить.
Неумышленное слово врача может причинить вред. Научиться лечить не так просто.
Человеку вообще свойственно давать советы, исходя из своего личного опыта, что часто мешает, вредит и ограничивает в выборе решений.
А психолог должен смотреть на ситуацию со стороны и не навязывать пациенту свое мнение.
Этому его специально учат.
Задача психолога — помочь человеку принять самостоятельное, осознанное решение.
— Как связаны речь и мышление?
— Мне близка точка зрения, что речь — это способ передачи мысли.
Можно сказать, что речь, пусть и не единственная, но одна из важнейших функций мышления.
Выготский говорил, что слово — это знак, который превращает наглядно-действенное мышление в словесно-логическое (абстрактное).
Однако есть и точка зрения Наома Хомского, считавшего, что язык — генетически встроенный механизм обработки внешней информации.
— Почему говорящие на одном языке иногда не понимают друг друга? Как это можно исправить?
— Мы нередко вкладываем разный смысл в одни и те же слова, опираясь при этом на личный опыт и представления. Это называется драмой коммуникаций.
И наоборот, разными словами мы пытаемся описать одно и то же понятие. Классический пример — это «подъезд» и «парадная». Недопонимание контекста и приводит к проблемам.
Как это исправить?
Необходим диалог, необходимо задавать друг другу вопросы, стараться понять собеседника, приводить примеры, давать определения понятий.
Помимо самого процесса говорения важно эмоциональное состояние собеседников. Доброжелательность компенсирует недопонимание.
________________________