Воспитание предопределяет судьбу?

А вы когда-нибудь задумывались о том, как вы воспринимаете мир и как это влияет на вашу жизнь?

Мир добр? Или может он безразличен? А может он суров или несправедлив?

В этой статье под миром мы понимаем всё, что нас окружает: люди, все другие живые существа, природа, предметы, всё-всё.

Header1

Начнем с того, что человек приходит в этот мир как чистый лист.

Да, уже многое в нас заложено, но многое ещё не сформировано и не завершено. В течение первых лет жизни меняются многие процессы в организме ребенка. Достаточно стремительно меняются рост и вес. Нам доступно наблюдение за этими процессами и фиксация точных результатов при помощи таких простых инструментов, как линейка и весы. Помимо этого, мы можем наблюдать и то, как ребенок болеет, помогать ему справиться. Мы знаем и о том, что существуют болезни и состояния, характерные только для детского возраста. А есть заболевания, которые появляются или проявляются только у взрослых.

Взять к примеру всем известный «ложный круп», который случается только у детей, но есть и другие примеры.

Подобно тому, как у чистого листа есть поверхность, размер и форма, так и у младенца есть полный набор органов и систем, включая нервную систему и высшую нервную деятельность (психику).

Так вот с психикой всё намного сложнее. Её так просто линейкой не померишь и на весах не взвесишь. И как болезнь, которая чаще всего проявляется через симптомы или определяется при помощи стандартизированных медицинских исследований, тоже не увидишь и диагноз не поставишь. Только если отклонения от условной нормы ярко выражены, на нее отдельно обращают пристальное внимание. И то не всегда.

Поэтому мы редко замечаем то, что происходит в голове ребенка. Мы редко прислушиваемся к тому, что он говорит. Редко спрашиваем о чём он думает, что чувствует.

Если у вас есть дети, сразу вас предупредим, что мы ни в коем случае не пытаемся уличить вас в том, что вы плохие родители. Дело просто в том, что родители, как правило, свою функцию видят более узко, чем было бы полезно для ребенка. Поел? Попил? Ходить научился? Уроки сделал? И так далее.

А вопросами формирования именно психики ребенка мало кто озабочен. Кажется, что это как-то само там в голове происходит. И да и нет.

Ведь именно среда, окружение, родители формируют, видоизменяют личность нового человека, пишут на этом «листе» новую историю. Ведь маленький ребенок ещё не понимает где добро, а где зло. Что хорошо, а что плохо. Что можно делать, а что нельзя. Он не знает ответы на вопросы. Он не перестаёт спрашивать. Почему? Как? Где? Когда? А взрослые отвечают. Отвечают по-своему, как понимают. И редко задумываются, как это повлияет на дальнейшую жизнь ребенка, на его видение мира и на ту модель, в которой он повзрослев будет жить.

Здесь важно понимать, что ваша модель восприятия мира и себя в этом мире тоже когда-то собиралась по крупинкам похожим образом. Вы тоже формировали её сами, наблюдая за родителями, теми кто вас ростил и воспитывал, кто вас окружал и чье мнение для вас было по тем или иным причинам значимо.

Ведь так формируется психика, и так возникают различные модели мира у каждого отдельно взятого человека.

Многое зависит от того, в какой модели живут родители или иные значимые взрослые. Ведь они именно из своей модели отвечают ребенку на его вопросы и так передают ему свои представления о мире. А иногда ребенок задаёт вопрос мысленно, про себя, не проговаривая вслух. И наблюдая за миром находит ответ, совсем не понимая и не задумываясь, а правильный ли он, этот ответ.

Как вы понимаете, модели могут быть различными. Они получаются у каждого свои. И получаются они именно из детского опыта, как комбинация ответов на вопросы.

Вот сидит девочка в песочнице и делает куличики. Подходит к ней другая девочка, чтобы поиграть. Берет её ведерко. Какая может быть реакция взрослого? Интересно, какая мысль сейчас пришла вам в голову?

А реакции могут быть разные. Родитель одной или другой девочки может сказать «нехорошо брать чужое» или «молодцы, играть вместе интереснее», а может «да что ты смотришь, врежь ей этим ведерком, чтобы знала, как чужое брать» или «поделись игрушками, подружись».

Ребенок, который ещё не понимает, какой из вариантов лучше, выберет тот, который предложит значимый взрослый. И так во всём. Модель того, как себя вести, что говорить, каковы границы, что такое опасность, дружба, любовь, семья, забота, работа, мир в целом, будет формироваться у ребенка день за днём и в итоге обретет определенную форму. И вот уже эту, сформировавшуюся модель, достаточно сложно поменять.

Если отношение к миру сформировалось в нежном возрасте, то значит воспитание определяет судьбу человека? И ничего нельзя изменить?

Мы знаем, что люди способны меняться не только в детстве, а в любом возрасте. Мы это наблюдали тысячи раз в процессе своей работы.

Прямо сейчас мы предлагаем вам подумать и ответить, в чем вам нравится ваша модель мира, а в чём не нравится? Как вы думаете, способны ли вы что-то в себе изменить? И в каких пределах? Насколько считаете это сложным?

И самый важный вопрос, хотите ли бы вы что-нибудь изменить в своей модели? А может вам и так хорошо? Или кажется, что это неподвластно? А может просто страшно? Ведь имеющаяся модель, даже не очень комфортная, является привычной. А что принесет в вашу жизнь новая модель, вы не знаете.

Ответы на эти вопросы помогут вам сделать шаг на пути познания и изменения себя, если этого хочется. Или наоборот, вы поймете, что ваша модель хороша и вам незачем что-то менять.

Для того, чтобы облегчить вам решение этой задачи, мы будем писать статьи о том, какие модели жизненных позиций существуют и как можно развивать свою уникальную модель.

Например, в статье «Хочешь быть счастливчиком, будь им!» мы рассказываем об одной известной модели жизненных позиций, которая много лет успешно используется в психологии и помогает определиться, в каком направлении можно корректировать свою модель, если есть такое желание.

Back to Top